Итоги 2010 года. Заключительная часть — развитие проектов и индустрии.


С тех пор, как появилась идея написать итоговые статьи, содержание этой, заключительной части, несколько раз менялось. Анализ событий ушедшего года постепенно делал прогноз развития городских игр все более печальным. Это касается не только жизнеспособности отдельных проектов, но и самого формата ночных развлечений, любимого тысячами молодых людей в странах СНГ. Возможно, некоторые выводы покажутся читателям излишне пессимистичными, но мы будем рады ошибиться в прогнозах и увидеть лучшее будущее для проектов, чем представляется в этой статье. В тоже время не стоит воспринимать однозначно негативно наши оценки происходящего с городскими играми – ведь даже в сложностях и трудностях нужно видеть возможности для качественных перемен и роста.

Дозор: война проиграна.

В 2010 году стало очевидно, что проект еще несколько лет назад перешагнул высшую точку своего развития и сейчас находится на этапе постепенного угасания. Так как организационно Дозор – исключительно коммерческий проект, активность администрации неразрывно связана с размером выручки организаторов. На фоне плавного снижения доходов постепенно сворачиваются отдельные направления: новые форматы, взаимодействие с рекламодателями, техническое развитие, поддержка организаторов кураторами макрорегионов. За прошедший год никакого развития не получили дочерние форматы Дозора – Экипаж, Онлайн, Кадр. Главное игровое событие – МегаДозор – год от года вызывает все больше негативных отзывов участников. В 2011 году администрация проекта безусловно постарается придать очередной импульс своим главным межрегиональным играм, но это скорее обусловлено традиционной прибыльностью мероприятия для владельца Дозора. По остальным направлениям вряд ли будут хоть какие-то заметные прорывы.

Существует и более катастрофичный для проекта сценарий. Он мог состояться еще в прошлом году, когда назревал раскол московских команд. Тогда Алесь Жук смог принять лучшее решение, предложив командам нового (вернее, еще не забытого старого) организатора и пообещав улучшения движка и модернизацию правил (это в последствии забылось). Ситуация может повториться, если из проекта одновременно решат уйти сразу несколько ключевых городов, приносящих Дозору значительную часть доходов.

Стоит отметить, что вышесказанное относится к Дозору, как коммерческому проекту Алеся Жука. Как показывает жизнь, бренд DozoR в мире ночных игр может успешно существовать и вне этой структуры, усилиями местных независимых организаторов. Одним из наиболее благоприятных для игроков и организаторов Дозора и потому вероятных сценариев является постепенный переход на другую техническую платформу с сохранением привычного названия. Не исключено, что несколько организаторов могут объединиться для организованной миграции на движок Encounter, или выберут одну из менее популярных игровых систем.

Encounter: апогей развития.

В отличие от своего основного конкурента Encounter переживает сейчас самый яркий этап в своей истории. Число играющих городов еще не снижается, пиар-активность проекта на максимуме, уже более полугода продолжается Редквест, наиболее масштабная по бюджету рекламная акция в формате городских игр. Более того, совсем недавно Энкаунтеру удалось присоединить к себе лидирующий проект на рынке Украины – Квест.уа. Помимо этого, белорусская франшиза успешно дебютировала в формате всероссийских игровых фестивалей, по уровню организации опередив зарекомендовавшие себя МегаДозор и Найтфест. В 2011 году проект вероятно окончательно закрепит свой успех в этой нише.

Вместе со стремительным развитием в проекте накапливаются внутренние противоречия. Подключение Квеста к игровой платформе усилило на Украине конкуренцию организаторов, проводящих в одном городе игры на одном и том же движке. В России и Белоруссии эта проблема не настолько выражена, хотя ситуация, когда два домена Энкаунтер в одном городе борются друг с другом за игроков, нередка. Коммерческие инициативы администрации (промо-игры Редквест, подключение Квест.уа) вызывают непонимание у многих постоянных игроков и организаторов.

Формат взаимоотношений «администрация – организаторы и игроки» постепенно меняется и становится похожим на то, что можно было наблюдать в Дозоре еще 3-4 года назад. Приоритет развития коммерческих направлений, авторитарность в решении спорных ситуаций, пиар-активность, существенно превышающая усилия, затрачиваемые на разработку технической платформы. Все это со временем может стать сдерживающими факторами в росте проекта. Пока Энкаунтер находится в более выигрышной позиции: пик популярности не пройден, не «выросли» молодые конкуренты. Еще есть возможность изменить вектор развития в направлении интересов игроков, а у организаторов пока нет особых альтернатив для перехода в другие проекты. Платформа Encounter, имея большое число недостатков и в некоторых моментах проигрывая по функциональности, пока предоставляет наибольшее число разных форматов своей аудитории.

Ближайшие два года покажут, насколько Энкаунтер может работать как успешная коммерческая организация и выдерживать нынешний темп роста. Для содержания команды сотрудников, работающих в проекте, требуются немалые средства. После остановки промо-игр Редквест и при возникновении оттока городов, может оказаться, что ресурсы для развития будут исчерпаны.

Другие проекты: сложности и перспективы.

Главное преимущество небольших проектов заключается в том, что они поддерживают себя на плаву и даже развиваются на энтузиазме, не имея стабильных доходов. Поэтому потеря городов, снижение активности игроков и другие сложности никак не сказываются на их активности. В то же время работа на общественных началах является ограничивающим фактором – без денег сложно собрать команду для развития, рассказать о себе игрокам и организаторам, выйти на крупных спонсоров. Поэтому ни один из проектов пока даже близко не приблизился по масштабам к Энкаунтеру и Дозору, первыми начавшими освоение городов России. В Охоту и Ночную зону, лидирующие среди небольших российских проектов, играют всего в 4-6 городах, еще ряд проектов имеют по 1-2 города. Рыночная доля маленьких проектов дополнительно сократилась после того, как украинский Квест влился в игровую систему Энкаунтер. Иногда небольшие игровые системы добиваются успехов, значимых для их масштаба: московской Схватке удалось объединить несколько городов и провести промо-игры с крупными спонсорами, Охоте – предоставить движок для Найтфеста в 2010 году, а после этого – для проведения игр независимого проекта без объединения брендов. Но все это пока не очень заметно на фоне проектов-лидеров.

Смогут ли какие-нибудь проекты составить заметную конкуренцию Дозору или Энкаунтеру, будет зависеть от запаса энтузиазма авторов независимых игровых систем. Доходы, получаемые от организаторов за проведение одной игры, постоянно снижаются, поэтому разработчики маленьких проектов должны быть готовы работать «за идею». В этом случае через год-другой мы сможем увидеть изменения в списке двух лидирующих игровых систем.

Что ждет игры в целом?

Помимо успехов и неудач отдельных проектов, стоит отметить неблагоприятные тенденции для городских игр в целом. За последний год заметно возросло негативное давление СМИ на любителей ночных развлечений. За уже почти десятилетие развития игр на территории СНГ, организаторы проектов так и не смогли продвинуться в решении проблемы легализации своей деятельности. Несмотря на большие усилия, предпринимаемые в том числе владельцами франшиз, пока наиболее распространенными формами более менее законного проведения игр, стали спонсорские, корпоративные игры и квесты, проводимые при поддержке молодежных отделений правящих политических партий. Учитывая, что корпоративные мероприятия – это отдельный рынок, зачастую имеющий лишь формальное сходство с привычными для команд играми, а спонсорские игры (особенно когда спонсорами являются политические движения), зачастую вызывают неприязнь участников, можно считать, что легального будущего у ночных городских нет.

Это не означает, что вскоре квесты ждет полное забвение. В конце концов, сам формат не является достижением нынешних владельцев франшиз – в том или ином виде он уже пережил не один десяток лет. Но постепенно игровое сообщество придет к пониманию того, что сбор денег за право проведения полузаконных квестов абсурден и в цепочке «проект – организатор – игроки» достойны денежной компенсации лишь усилия организатора, берущего на себя ответственность за конкретную игру и ее участников.

, , , , ,

  1. #1 by Сергей Слабунов on 26.04.2011 - 15:21

    автору пять.

  2. #2 by tor_tz on 26.04.2011 - 17:57

    Хорошая статья.
    Последний вывод спорен. Наличие коммерческих проектов — добро, т.к. без них активные городские игры постепенно угаснут и превратятся в призрак.
    ИМХО, одной из главных причин развития игр является наличие нескольких «стержней» — коммерческих проектов. Т.к. даже если администрации проектов делают всего 10% от общего дела, то они делают это с постоянством.

    Я основываюсь на наблюдении за движением «живых ролевых игр», которое у нас в Беларуси некоммерческое, децентрированное, и, к сожалению, затухает с каждым годом.

    А денежной компенсации, кстати, достойны ВСЕ усилия, приносящие пользу движению :)

Это не обсуждается.