Этой статьей QuestCentral начинает подводить итоги уходящего года и давать прогнозы на наступающий 2011. Мы постараемся проанализировать основные тенденции, события и мероприятия в городских играх и предугадать, что нас ждет в недалеком будущем. Надеемся, что эти материалы помогут организаторам и владельцам проектов понять свои ошибки и принять правильные решения, в тех случаях, когда это еще не поздно.
Начнем, пожалуй, с наиболее заметной активности проектов – корпоративного пиара. В этой статье прогнозов практически не будет, потому что информационная политика – самое непредсказуемое в работе любой компании, в том числе и игровых франшиз. Тем не менее, мы постарались собрать максимум информации о том, кто и как рекламировал, агитировал и пиарил в 2010 году городские игры.
Топовые проекты.
Если в 2009 году активность Дозора и Энкаунтера в сфере пиара была примерно равной, то в 2010 лидерство «зеленого» проекта было неоспоримым. Это – несомненная заслуга штатной «пиарщицы» Encounter Ирины Куракиной.
Ее стараниями в Википедии появилась статья о Маслюкове Иване Валентиновиче, «изобретателе и владельце международной сети «Encounter», писателе, режиссёре», а статья о самом проекте превратилась в объемный пересказ правил всех форматов и описание мельчайших подробностей из жизни игровой франшизы. Став редактором раздела «Городские игры» на DMOZ.org, Ирина позаботилась, чтобы большинство проектов, в том числе и DozoR были охарактеризованы как «аналог Схватки». Также Ирина пыталась выяснить в Гугл.Ответах что такое Encounter, и смотрел ли кто-нибудь фильм Ивана Маслюкова. Помимо этих сомнительных достижений, есть и действительно достойные результаты пиар-деятельности Энкаунтера: проект очень активно представлен в популярных социальных сетях, упоминается в СМИ, в том числе и федеральных, причем нередко в положительном контексте. Владелец проекта, Иван Маслюков, стал более публичной фигурой, чем его коллега из Дозора, хотя несколько лет назад ситуация была обратная. Помимо пиара «вовне», Энкаунтер отлично работает со своей аудиторией – в 2010 году раздел «публикации» вышел за рамки отчетов о проведенных фото-играх, информационных сообщений об изменениях в правилах и несчастных случаях на играх. Кроме большого количества интервью, администрация проекта старается собрать в этом разделе информацию об интересных конкурсах, акциях и событиях, имеющих отношение к игровой сети. Также активно к фото- или виртуальным играм, которые в Энкаунтере гораздо популярнее, чем в других проектах, привлекаются известные люди. Это, с одной стороны, повышает интерес игроков, с другой – дает лишний повод для упоминания в СМИ.
На фоне бурной деятельности «зеленых» коллег, пиар-активность Дозора в 2010 году была практически незаметной. После трагического случая в Ульяновске, в СМИ проект упоминался исключительно в негативном контексте, и администрация не предприняла никаких шагов для исправления ситуации. Например, при съемке документального фильма для Первого канала, Алесь Жук отказался давать комментарии. В Википедии после многочисленных безуспешных попыток исключить из статьи о Дозоре любые упоминания о QuestCentral, никаких существенных правок представителями проекта не вносилось. В социальных сетях проект практически не представлен, официальный аккаунт в твиттере заброшен. Вместо формирования внятной информационной политики, Дозор запустил собственный ресурс, призванный создавать положительный имидж проекта и портить образ конкурентов. Очевидно, что в Дозоре, кроме владельца проекта, нет людей, которые могут принимать решения в сфере пиара, и из-за этого проект несет существенные имиджевые издержки. Если такая политика будет продолжена, то единственным каналом Дозора для связи с общественностью станет общение организаторов на местах с наиболее преданными игроками.
Региональные проекты.
Пиар-активность небольших проектов на фоне двух основных минимальна. В основном она сводится к взаимодействию с местными СМИ с прицелом на рост числа местных игроков. В глобальных масштабах достижением таких проектов становится упоминание в статье на Lurkmore, а некоторым удается сохранить ссылку на свой сайт и на Википедии. Заметных исключений стало три. Во-первых, московской Схватке удалось провести игру совместно с компанией Volkswagen, что для местного проекта является несомненной удачей. Во-вторых, украинский проект Quest.Ua продолжил попытки выхода на российский рынок за счет массовой рекламы на региональных форумах, чем смог повысить узнаваемость марки среди российских игроков. Третьим более или менее заметным событием стало использование движка Охоты на прошедшем в 2010 году Найтфесте. И хотя это так же увеличило узнаваемость бренда, дивидендов в виде новых городов проекту это не принесло.
Не-проекты.
Лидером пиара 2010 года стала рекламная игра RedQuest от МТС. Это объясняется многими причинами: во-первых, ей занимается рекламное агентство, а не добровольцы из числа игроков или организаторов. Во-вторых, бюджет RedQuest превосходит ресурсы игровых проектов, в том числе «топовых». И в третьих, в РедКвесте пиар и реклама – это самоцель, а игра и призы – приятное для игроков дополнение. Благодаря этим факторам РедКвесту удалось неоднократно засветиться на федеральном телеканале, игра получила немалое число упоминаний в социальных сетях и стала достаточно обсуждаемой среди игроков разных регионов. Сейчас уже понятно, что из-за некоторых существенных ошибок рекламный проект не стал настолько популярным, насколько мог бы, но в любом случае по информационной активности РедКвест обошел любое другое мероприятие в мире городских игр.
Следующим по успешности пиара стал Найтфест. Если об играх этого года существуют разные мнения, то информационная составляющая организаторам как всегда удалась. Несмотря на регулярные задержки в графике подготовки и информирования, самую высокую стоимость участия, отсутствие поддержки, а иногда и «мягкое» противодействие со стороны основных проектов, Найтфесту из года в год удается собирать аудиторию. Нет сомнений, что это повторится и в следующем году, особенно, если организаторы более ответственно подойдут к анонсированию фестиваля и отдельных его мероприятий.
Также можно отметить некоторые межрегиональные игры, которые смогли выйти за рамки одного проекта. Это и QuestFest в Туле, и украинский RISKni Fest. Не смотря на локальность мероприятий, о них услышали люди во многих городах, в том числе и благодаря нашему сайту.
#1 by ShtirliZ on 25.12.2010 - 01:23
Если такая политика будет продолжена, то единственным каналом Дозора для связи с общественностью станет общение организаторов на местах с наиболее преданными игроками.
…….однозначно
#2 by SH1RON on 26.12.2010 - 14:16
Опять Дозор обсирают)))) Причем так эмоционально)))
Я слышал есть такой проект Охота, было бы интересно почитать про него)
#3 by dmy3 on 26.12.2010 - 16:24
Ресурс стал площадкой холивара для организаторов?! )))
Суть есть простых игроков не видно, и уж тем более не слышно. Хотя уверен многие тайком почитывают.
ИМХО по статье выше: один из немногих случаев когда я согласен с авторами.
2SH1RON: не обсирают. это скорее не калокидалово, а правда, как не прискорбно её признавать. Проигрывать тоже нужно уметь, или хотя бы учиться извлекать полезное на будущее. Лояльность к бренду упала, к счастью только там где её подержкой совсем не занимались. В городах с прожжёными оргами всё традиционно хорошо. Вопрос надолго ли?! Таки считаю на глобальном уровне в DozoR’е что-то обязательно должно происходить и грамотный руководитель обязательно должен очнуться от летаргического сна, взяв вновь бразды правления в свои руки. Локальные организаторы в конкретно этом случае — лебиди, раки и щуки.
2ShtirliZ: +1
#4 by ex-dozorg on 27.12.2010 - 13:27
Жук не умеет проигрывать и не умеет признавать свои ошибки. Так что мне будущее Дозора видится весьма унылым.
#5 by Pukkaras on 27.12.2010 - 15:22
Стандартные игры потихоньку народу приедаются, и в этом плане зеленый проект выигрывает, так как постоянно предлагает организаторам новые возможности движка, соответственно организаторы игрокам новые форматы игр.
Если смотреть по питерскому дозору , то ничего почти не меняется с 2005года, как были игры 10говнодомов по 1.5 часа так и по сей день. Дозорное развитие направлено лишь на увеличение числа игроков, в этом и ошибка, в тоже время игрокам ничего нового и выигрышного по сравнению с другими проектами не предлагается.
#6 by Ark on 28.12.2010 - 02:40
А меня в бытность свою когда я еще был оргом дозора, дрючили постоянно когда я пытался хотя бы по времени выдачи подсказок выйти за неформат .)))Правда я все равно делал как я хотел. но не в этом суть.Выше уже было написано что Жук нкогда не прзнает своих ошибок,это правда и в этом наверное тоже одна из причин стагнации дозора.
А и не будет предлагаться , я тут как то выбрался поиграть на движке дозора.
Сто лет его не видел, а там нововведения оказывается появились))), вот если хард восстановим , то выложим все нововведения которые мы с женой еще 2-2,5 года назад предлагали и куда нас с ними послали .Поздно Жук очнулся .
А если как в статье написано , реально серьезный и сильный пиарщик пришел, да если к этому еще и полный карт бланш от ИМ то зеленый паровоз тогда точно впереди планеты всей..
#7 by ShtirliZ on 27.12.2010 - 17:04
всегда говорил, что экстенсивный путь развития не самый удачный…
#8 by Ark on 28.12.2010 - 02:43
QC ждем продолжения подведения итогов, классная статья.Я так понимаю есть еще разделы которые будут рассматриваться.
#9 by dmy3 on 28.12.2010 - 12:53
Опять скатилось к тому что Жук недалёк умом. )))
Сие далеко не так, и мы знаем что он не так прост. И хотя сам не всегда согласен с его мнением, понимаю: когда я за рулём — готов обглодать лицо любому пассажиру учащему меня правильно крутить руль и в какой последовательности нажимать педали!
Вся ответственность за происходящее с поездом лежит на машинисте (или как называют главного в поездах?!), а пассажиры как правило дают много разных, зачастую в шкурных интересах, советов: вот если тут срезать — сэкономим пару часов и обойдём соседний поезд, вот если на это станции поезд простоит не 40 минут, а 30 — мы выиграем 10, а вот этот полустаночек вообще можно и проскочить!
Кто-то, благодаря таким советам, упустит свой состав, кто-то опоздает на свой рейс, а кто-то вообще не сможет на него попасть.
Эн и Дозор две разные компании работающие в одном сегменте, с разными политиками развития в одной общей аудитории. Если зелёные упирают на удержание игроков, то дозор давит на привлечение новых. Оба варианта имеют право на существование и который из них эффективнее — большой вопрос.
В любом случае лейтмотив моего каммента: знаешь как сделать лучше — возьми и сделай! Пока ни одному «знающему» не удалось. А критику руководства и власти оставляю бабкам у подъезда.
#10 by Pukkaras on 28.12.2010 - 13:27
ахаха, таких людей/групп людей уже полно! Народ в каждом городе отделяется и создает свои проекты . Просто их задача состоит не в зарботке денег, а проведении интересных игр для своего проекта, что намного ценнней и важней.
И что самое главное организуют все действительно лучше!
#11 by ShtirliZ on 28.12.2010 - 15:42
создать свой, местный, обособленный проект — много ума не нужно))) тем более на уже существующей базе игроков. Создать и развить новый федеральный проект — вещь сейчас практически нереальная (ну если не брать в расчет МТС с кучей бабла)
#12 by Pukkaras on 28.12.2010 - 20:25
согласен. Но вроде портал не для бизнесменов и не про безнесменов, а про игры для игроков .
#13 by ShtirliZ on 29.12.2010 - 00:30
портал и для… и про…. и все сразу, т.к. это неразрывно
#14 by Александр on 05.01.2011 - 14:54
В принципе все по делу — хорошая статья.
Единтсвенное что — мало таки упоминания Квеста, особенно учитывая очередные проведенные открытый и закрытый кубки в Крыму и Одессе.
Ну и ждем упоминания об информбомбе на сайте квеста.
Интересны коментарии Димитрикса, ДНК и Има. Чего нам ждать в Украине? Останется ли украинская енка, и на каких условиях произошло по сути поглощение (ибо выглядит оно именно так, а не тупо аренда движка. (думаю сие не есть коммерческой тайной))
#15 by Кирилл on 14.01.2011 - 16:11
Автору респект за статью.
А это правда, что в МСК загнулись все основные проекты, кроме дозора?
#16 by admin on 14.01.2011 - 23:41
В Москве есть много разных проектов, в том числе и Энкаунтер, но московский Дозор развит гораздо сильнее.
#17 by Сергей Слабунов on 11.02.2011 - 00:03
респект за статью. Все грамотно и по делу.
Комментаторы тоже наконец то здраво общаются вместо гавнометания.