История городских квестов: была ли Схватка первой?


В большинстве русскоязычных материалов, посвященных истории городских квестов, вопрос возникновения подобного типа игр либо не затрагивается, либо в качестве первоисточника указывается белорусская «Схватка». Большинством игроков это воспринимается как данность, и в межпроектных «холиворах» часто слышны высказывания схватчиков, про то, что все остальные проекты – клоны и подражание.

Образ Ивана Маслюкова, как изобретателя активных городских игр, активно эксплуатируется и на официальном сайте Encounter. Приведем лишь некоторые цитаты.

Генеральная декларация Encounter:

«Создатель – Иван Маслюков (im, id=1), изобретатель игры Схватка»
«Администрация сети и разработчики ПО являются одновременно изобретателями и авторами большинства тех идей, технологий, концепций, которые реализованы в сети.» (при том, что и все остальные форматы имеют известных прародителей – геокэшинг, фотокросс, Street wars – прим. ред.)

Вопросы и ответы:

Кто автор идеи игры?
Схватку придумал Иван Маслюков (im) в 2001 году. Первая игра по современным правилам состоялась в Минске, столице Республики Беларусь, 7 октября 2001 года.
Идея игры Схватки лежит в основе всех аналогичных игр, которые появились позже: Quest, Auto-Quest, Дозор, DzzzR, Zарница, Ажиотаж, Night City, MAD project, Переполох и т.д. и т.п.»

История проекта:

«Идея игры Схватки – с которой всё и началось – родилась в 2001 году, в столице республики Беларусь, городе Минске. Придумал ее Иван Маслюков (в проекте известный как im).
Отрывок из интервью:
Да, это именно я, который придумал эту игру. Как это случилось? Очень просто. Я ехал в троллейбусе а мне в голову пришла такая идея. …
С тех пор началось повальное распространение аналогов игры под различными названиями: Quest, Auto-Quest, Дозор, DzzzR, Zарница, Ажиотаж, Night City, MAD project, Переполох и т.д. и т.п. Каждый новый «автор» наспех, как правило, придумывал свою легенду возникновения игры, излагая свою версию уклончиво, стараясь не ссылаться на автора идеи. А восхищенные игрой участники очень редко задаются вопросом, как появилась эта игра на свет – ведь какая разница, на самом-то деле, кто её придумал?»

Разницы действительно нет. Автомобильные квесты распространились по территории многих стран, и сейчас уже сложно проследить, что с чего скопировано. Но действительно ли Схватка была первым подобным проектом? Неужели в 20 веке никому не пришло в голову устроить подобные соревнования?

Оказывается, игры, как две капли воды похожи на «Схватку», появились в США еще в семидесятых годах прошлого века. А в 1980 году кинокомпания Walt Disney Studios выпустила комедию «Midnight Madness», сюжет которой основан на игре, проводившейся в Лос-Анджелесе. Майкл Нэнкин (Michael Nankin), один из авторов сценария «Полночного безумия», позже писал: «Мы с Дэвидом (со-автором сценария – прим. ред.) прочли в «Лос-Анджелес Таймс» о парнях, придумавших игру, подобную показанной в фильме. Персонажи и события были придуманы нами, но идея использования Лос-Анджелеса в качестве «игровой площадки» и реальных людей в качестве частей игры пришла из газеты».

По сюжету фильма 5 команд по 4-5 человек приглашаются к участию в игре «The Great All-Nighter». Их задача – первыми прийти к финишу, поочередно разгадывая задания. Их команда получает на месте, куда ее привела прошлая загадка. При этом типы шифровок, показанные в фильме активно используются и в современных квестах. Так, фраза «The Sea is reversed. S.S. Itari is mixed up and blind» означает «See the stars», медальон HUG ME на груди у официантки бара указывает на большую «М» (Huge M), а фразой «Look At Xylophones (Initially)» зашифрован аэропорт LAX.

У «The Great All-Nighter» есть атрибуты современных игр: организатор, предыгровой брифинг, утреннее награждение, нечестные приемы, слежка и даже проблемы с охраной на уровнях. Любой участник городских квестов, посмотрев «Полночное безумие», сразу же узнает прообраз тех игр, к которым он привык. Единственное отличие – форма получения заданий, но даже мобильный штаб с компьютером был показан в далеком 1980-м.

Несмотря на «отыскавшиеся» корни Схватки, образ «Ивана Маслюкова – создателя городских игр», скорее всего, будет и дальше активно использоваться Энкаунтером. Как показывает практика, внутри обособленного сообщества некоторые исторические факты могут быть изменены как угодно. Но цель этой статьи в другом – рассказать о фильме, который будет интересно посмотреть большинству нынешних игроков. Юмор «Midnight Madness» покажется старым, качество картинки не идет ни в какое сравнение с современными фильмами, однако, это единственная возможность увидеть, как городские игры выглядели 40 лет назад.

,

  1. #1 by Ark on 22.12.2009 - 19:41

    Насчет СХ и EN мне кажется тут можно в какой то степени поставить знак=.То что в страны СНГ все пришло из Белоруси это факт. Все остальное просто клоны.
    То что Жук стырил дозор с одного из Гродненских проектов это тоже неоспоримый факт и не важно какую хрень он пишет в истории создания дозора.
    И если смотреть то во что играют в Европе это практически везде Енка , и если бы что то в Европе было придумано раньше то как нибудь эта инфа проявилась.
    А в Пиндосии может быть и играют во что только большого развития это не получило также как и ам.футбол , бейсбол и прочая хрень.

  2. #2 by URAN on 22.12.2009 - 20:51

    Ой, открыли глаза! Я прям не могу! Только тупой не знает, что Ванька взял идею с фильма «Игра», а те в свою очередь взяли идею с того старого американского фильма «Полуночное безумие» (кстати, пыталась нарыть в инете этот фильм — хрен. только пару обложек к нему удалось увидеть).

    В других видах игр админы Энки ссылаются на первоисточник идеи. Так что не надо тут гнать на них.

    Вы уже задрали, любители Дозора, обсирать нас и хвалить своих.

  3. #3 by admin on 22.12.2009 - 21:00

    >То что Жук стырил дозор с одного из Гродненских проектов это тоже неоспоримый факт и не важно какую хрень он пишет в истории создания дозора.

    Никто и не спорит. Смысл в том, что утверждение «Да, это именно я, который придумал эту игру.» с учетом полного сходства с игрой, существовавшей 30 лет назад, выглядит не менее нелепо.

    >Только тупой не знает, что Ванька взял идею с фильма “Игра”, а те в свою очередь взяли идею с того старого американского фильма “Полуночное безумие”

    На сайте проекта во многих источниках, в том числе и Ген. декларации, эти тонкости почему-то забыты. Осталось только «автор и создатель», а не «первый, перенесший эти игры в СНГ».

  4. #4 by URAN on 22.12.2009 - 23:39

    для особо одаренных. в самом низу: http://komi.en.cx/Addons.aspx?aid=338

    • #5 by admin on 22.12.2009 - 23:46

      Девушка, вы как всегда приносите радость и веселье :)
      Тем не менее, в статье речь идет именно о Схватке, приведены конкретные цитаты из конкретных правил, описаний и т.д. Понятно, что вам принадлежность к проекту не дает успокоиться, но неужели ради этого нужно продолжать отрицать очевидное, кидаясь ссылками на описание мокрых войн, про которые разговора не было?

  5. #6 by URAN on 22.12.2009 - 23:40

    ну и вообще по описаниям игр пройдитесь. там все написано.

  6. #7 by ЮричЪ on 23.12.2009 - 04:57

    А какая собственно разница, кто и что придумал? Ну нравиться быть Ивану — Создателем, пусть он им будет ) В любом случае спасибо за просвещение ))) Ссылки на фильм нигде нет? Я бы с удовольствием посмотрел сие чудо)))

  7. #9 by Роман on 23.12.2009 - 10:02

    Когда уже у Ваших статей появиться автор?

    • #10 by Ark on 23.12.2009 - 11:19

      Роман :
      Когда уже у Ваших статей появиться автор?

      Роман а ваша фамилия случайно не Самсонов)))).
      Зачем тебе авторство нужно. Хороший сайт , хороши статьи . Коменты никто не банит в отличии от вашего дозора. Да и отрицать то что тут написано у вас силенок нет , та как пишут только правду.А то что ваш дозор в основном в черных тонах представлен так это вы сами того добились ))).

      • #11 by Роман on 27.12.2009 - 02:26

        Да, именно Роман Самсонов. Причем Вы, Аркадий, спрашивая эту уже знали ответ на свой вопрос. Зачем мне нужно авторство? Если Вы преданный читатель этого сайта, то и ответ на этот вопрос Вы тоже знаете, потому что комментарии к статьям на этом замечательном сайте никто не удаляет.

  8. #12 by NEавтор on 23.12.2009 - 11:21

    Автор статей безликий персонаж, который активно распределяет принадлежности людей к различным проектам, но сам категорически отрицает свою принадлежность и заинтересованность :)

    спектакль продолжается…

  9. #13 by GrayMage on 23.12.2009 - 12:32

    Идеи всех этих игр мой дедушка придумал, когда эмигрировал в Америку в 1948 году, а сам он позаимствовал их из книжки «Веселые и полезные затеи для пионерских лагерей» (Изд-во «ДЕТГИЗ», 1934 г.) :-) )

  10. #14 by Professor on 23.12.2009 - 15:18

    Автор статьи, видимо, почитал мой опус на Луркморе, откуда и узнал про Midnight Madness. Я его, кстати, перевожу потихоньку, так что ждите, скоро будет на русском языке.

    • #15 by Grician on 24.12.2009 - 15:30

      Щас дойдем до того, что первооткрывателем Midnight Madness для отечественной публики был Проф, когда использовал его в одной из игр:))

      • #16 by Professor on 31.12.2009 - 22:35

        Не помню, чтоб использовал. В виртуалке может какой-то если. Вообще я хочу после того, как переведу фильм, сделать по нему игру.

  11. #17 by air on 24.12.2009 - 17:33

    Я думаю прообразом современных игр, стало античное пятиборье. Играли правда одиночки, команд еще не было. В игре 5 заданий в линейной последовательности (бег, прыжки, 2 метания и борьба). Статистика открыта. Число участников не ограничено.

    Появилось в 708 году до н.э. Первый победитель: Лампис (домен sparta.en.cx)

  12. #18 by Александр on 25.12.2009 - 16:30

    Ark :

    Роман :
    Когда уже у Ваших статей появиться автор?

    Роман а ваша фамилия случайно не Самсонов)))).
    Зачем тебе авторство нужно. Хороший сайт , хороши статьи . Коменты никто не банит в отличии от вашего дозора. Да и отрицать то что тут написано у вас силенок нет , та как пишут только правду.А то что ваш дозор в основном в черных тонах представлен так это вы сами того добились ))).

    Уважаемый, идите в опу))) при чем тут Дозор? Тут речь идет о СХ!
    Кстати, как именно и в чем Энка похожа на фильм «Игра»??? Хоть убейте — не вижу ни капли сходства! Так что слова про «захотел такое же у нас» — полный бред. Проект подобный «Игре» — требует гораздо больших затрат, профессионализма и креативности, чем есть у энки идозора.. Ваши крики в защиту Энки — полный бред. Как и крики в защиту Дозора. Оценивайте все трезво. Схватка, энка и прочие — далеко не первые. И жутко неповоротливые громоздкие махины, в которых ничего нового не появляется достаточно долго. Жить этим проектам осталось считанные годы. Надо придумывать что-то новое и не менее динамичное.
    А что до «Игры» — так бюджет такой игры начинается от 100 тыр. Потянет это СХ? Вряд ли. Это стоимость для ОДНОГО игрока.

    • #19 by Ark on 26.12.2009 - 22:58

      В попу иди ты . Если не разобрался в чем дело то и не лезь.
      Роман Самосонов один из оргов дозора , затрахал своими вопросами в каждой теме «кто автор?» я ему и ответил ,так попало что ответил в этой теме.
      Я знаю что и сколько стоит , если ты провел одну корпоративку в Смоленске то можешь сильно гордиться. И не надо мне рассказывать о стоимости игр .:)

      • #20 by Роман on 27.12.2009 - 02:41

        Спешу заметить, уважаемый Аркадий, что вопрос об авторстве адресован явно не Вам, да и описанное Вами действие ни вопросом, ни каким другим предметом мною не производилось. Ну а если есть вопрос не касающийся обсуждения этой статьи, то обратитесь лично, я с радостью отвечу на любой вопрос, который мог у Вас возникнуть.
        Что же касается самой статьи, то мое личное мнение, что надо больше думать о будущем, а не о прошлом. Все игры кто-то когда-то придумал.

  13. #21 by Михаил on 25.12.2009 - 17:33

    100 тыр. — да не вопрос. :) Тока думаю не уложимся… ну и тут не вопрос вообще СХ это, энка или дозор. Дело в желаниях и возможностях организаторской команды, как по привлечению людей способных за это заплатить, так и по собственно воплощению идеи «Игры».

  14. #22 by Капа on 26.12.2009 - 13:07

    А что до “Игры” — так бюджет такой игры начинается от 100 тыр.

    в евро кстати

  15. #23 by Александр on 26.12.2009 - 14:29

    не. В рублях…. Правда, скромненько-скромненько получится. На пару дней игры. Без падения с небоскреба)))
    Но со взрывающимися (как правильно написать это слово-то???)) машинами и прочими мелкими перестрелками. Машину взорвать стоит около 10 т.р. — машина сама (москвич, копейка) на ходу — около 5-8 тысяч и пиротехника в ней на 2-3 тысячи. Плюс псих, который во всем этом будет ехать (обычно это я)… Перестрелки — страйковые стволы с насадочками для ведения «боевого» огня… В таких ситуациях вообще никто не смотрит, оставляют ли пули дырки в местах попадания. Ну и так далее….

    • #24 by Ark on 26.12.2009 - 22:53

      Чувак да ты крут нев…но .

      • #25 by Дмитрий on 03.02.2010 - 11:37

        Арк, ты за****…
        Умри тихо и не воняй. Пытался встать в позу перед Алесем — получилось только раком.
        отмодерировано

  16. #26 by Александр on 27.12.2009 - 18:19

    ну вы пипец. Развели холивар, блин…
    Ребятки, спокойнее.
    Сасуньте название своих игр в куда поглубже и готовьте нормальные и интересные игры. А уж какие у них названия и цвета — никого не волнует, по-моему. Статус и популярность игры в каждом конкретном городе на 90 процентов зависит от оргов, а не от названия проекта.
    А вы тут, блин, меряятесь, у кого название длиннее и у кого цвета темнее. Дети, мля…

    • #27 by Professor on 31.12.2009 - 22:38

      Не соглашусь с тобой — кто-то играет, где интересно, а кто-то — где бренд. Так что бренд важен.

  17. #28 by Александр on 02.01.2010 - 00:47

    кто играет где «бренд» — это не игрок, это фигня какая-то)))
    известны же случаи, когда люди уходили из проекта вслед за организатором. Правда, не меньше случаев, когда оставались в проекте именно из-за бренда. А по мне — пофиг, лишь бы игры были качественными. Бренд игры — это не бренд машины. И «Дозор» в одном городе может отличаться от «Дозора» в другом и быть очень похожем на «Энкаунтер» в третьем… Или я туплю?

  18. #29 by Professor on 11.01.2010 - 14:18

    Так и есть. Но в рамках одного города привязка идет именно по бренду — тот, кто играет в одном проекте, часто о других и не знает, либо знает только со слов своего орга =)

    • #30 by Grician on 11.01.2010 - 16:54

      У тебя кстати наверно единственный в Питере проект, все или почти все игроки которого играли/играют в другие проекты.

      • #31 by Professor on 14.01.2010 - 00:32

        У нас действительно интересная ситуация: к нам многие приходят из других проектов. А вот от нас в другие проекты не ушел еще никто =) Не знаю, почему так происходит, но мы благодарны всем другим проектам за просветительскую деятельность =)

  19. #32 by Александр on 13.01.2010 - 11:53

    В принципе, то что само понятие игры внес Им — трудно оспорить. Соревновательный момент, облечение это в обертку и т.д. и т.п. — его заслуга. То что он дальше зажирел, местами скурвился — этого тоже не отнять тут все верховные довольно схожи, лишь бездарность некоторых не позволяет стать имоподобными им. С другой стороны народ уже втянулся и готовь платить за это. Так что Иму биг плюс за коммерицализацию. Без коммерциализации это простые покатушки, которые были например в моем городе межу таксюками. Те тоже выполняли мини задания, но целью было показание знания города, и узнавание оного.

    • #33 by Professor on 14.01.2010 - 00:35

      Коммерциализация — не главное. Главное — заразить идеей людей, это Ивану удалось.

  20. #34 by Александр on 13.01.2010 - 11:54

    Уточнение: были еще в середине 90-х.

  21. #35 by URAN on 17.01.2010 - 16:16

    Энкаунтер — это не просто игра. Поймите вы уже наконец. Это куда больше. Это стиль жизни, движение, объединение.

    • #36 by Professor on 18.01.2010 - 12:00

      Энкаунтер — это программная платформа, движок, не более того. Главное — это люди!

  22. #37 by casual on 18.01.2010 - 16:21

    URAN :
    Энкаунтер — это не просто игра. Поймите вы уже наконец. Это куда больше. Это стиль жизни, движение, объединение.

    энкаунтер это общество с ограниченной отвественностью, которое предоставляет всем желающим за определенную сумму движок для проведения игр))) это бизнес, детка)))

  23. #38 by PATROL on 22.02.2010 - 19:41

    Александр :
    не. В рублях…. Правда, скромненько-скромненько получится. На пару дней игры. Без падения с небоскреба)))
    Но со взрывающимися (как правильно написать это слово-то???)) машинами и прочими мелкими перестрелками. Машину взорвать стоит около 10 т.р. — машина сама (москвич, копейка) на ходу — около 5-8 тысяч и пиротехника в ней на 2-3 тысячи. Плюс псих, который во всем этом будет ехать (обычно это я)… Перестрелки — страйковые стволы с насадочками для ведения “боевого” огня… В таких ситуациях вообще никто не смотрит, оставляют ли пули дырки в местах попадания. Ну и так далее….

    за 100 000 рублей можно сделать только пешку в парке сокольники с бенгальскими огнями. Не несите ересь про взрывы машин и т.д.

  24. #39 by DEm84 on 18.07.2010 - 18:36

    Вот так бурления тут..))

    Лучше скажите, будьте любезны, не появился ли фильм «Midnight Madness» с русскоязычной озвучкой, ну или хотя бы титрами? А то с инглишем я не очень дружу, а посмотреть хочется:)

  25. #40 by DEM84 on 18.07.2010 - 18:37

    Ну и если

    Professor :
    Автор статьи, видимо, почитал мой опус на Луркморе, откуда и узнал про Midnight Madness. Я его, кстати, перевожу потихоньку, так что ждите, скоро будет на русском языке.

    Не перевели?

  26. #41 by Андрей on 23.01.2011 - 11:06

Это не обсуждается.