Во многих городах существуют 2-3, а иногда и больше проектов, проводящих активные игры. Где-то их аудитория пересекается, где-то – наоборот, отличается кардинально. Это зависит и от форматов игр и от способа продвижения и привлечения новых игроков.
О городских играх в Санкт-Петербурге нашему порталу рассказал Илья Шатилин, организатор питерской Схватки.
КЦ: Как началось твое увлечение городскими играми?
Илья: Знакомые как-то позвали играть в Дозор, тогда это был, наверное, единственный проект в нашем городе. Мы играли в демо-игру и заняли в ней первое место. Собственно, Дозору я благодарен за то, что узнал об этом «мире».
КЦ: Путь к организаторству был длинным?
Илья: Первую игру в дозоре команда под моим руководством сделала через два месяца. Потом еще несколько игр. Игры имели большой успех, да и мне понравилось их делать. Но стало понятно, что нужно их делать не в рамках проекта «Дозор».
КЦ: К тому моменту в Питере был только Дозор или какие-то еще проекты?
Илья: Был еще Dead-line — это локальный проект, созданный ушедшими из Дозора командами. И только-только появился Encounter, но я об этом даже не знал. О Схватке мне рассказал московский коллега во время распития спиртных напитков в командировке в Швеции — он является капитаном команды, играющей и в Дозор, и в Схватку. Поэтому по возвращению в Питер мы написали письмо в Минск, нас туда пригласили в гости — и мы поехали подписывать договор о передаче прав на бренд. Заодно минские орги долго рассказывали нам о принципах «Схватки» — изначально я имел совсем другое представление о проведении игр, а тут тебе и ограничение в один экипаж, и движок, и штабные задания — все было в диковинку.
КЦ: Когда стартовали проект, как привлекали людей? Приглашали игроков существовавших проектов или сразу искали новую аудиторию?
Илья: Проект стартовал на волне недовольства дозорных команд после провального «Большого Дозора», поэтому в первой игре принимали участие экипажи из дозорных команд. И приехали новички из вольвоклуба — команда «ППЦ». Это легендарная команда, которая в итоге разрослась до неимоверных размеров и выходцы из нее сейчас составляют едва ли не половину состава игроков.
Вообще же переманивать игроков из других проектов — не особенно эффективно. Конечно, есть команды, которые перестали играть в то, во что играли раньше и стали играть у нас, но для большинства «чужих» команд их «родной» проект остается основным. К тому же, организаторы ряда проектов среди своих игроков проводят черный пиар «конкурентов», поэтому многие команды имеют негативное отношение к другим проектам, даже не пробовав играть. Тут уместно, кстати, вспомнить понятие импринтинга в психологии, он же «эффект утенка».
Вообще привлечение людей — это очень больная тема. Основной источник новичков — это «сарафанное радио», а эффективных способов традиционной рекламы я не знаю. Можно, конечно, завешать город биллбордами и дать рекламу в прайм-тайм на всех телеканалах, но это просто выкинутые деньги. Тем более что наша аудитория — это не широкие массы.
КЦ: Насколько сейчас пересекается аудитория разных питерских городских игр между собой? Есть ли сегментация рынка, различия в «экстремальности», сложности загадок и т.д.?
Илья: Пересечение есть, но небольшое. Все значимые проекты достаточно сильно отличаются друг от друга, поэтому те, кто играет в несколько проектов, ездят в один день за одними ощущениями, а в другой — за другими. У каждого проекта (в С.-Петербурге — прим. ред.) свой уклон.
Например, Дозор — это посещение практически в каждом задании недостроя, говнодома или просто мусорного бачка и длительный поиск одного или нескольких кодов, написанных маленькими буквами где-нибудь под подоконником. На первом месте не сколько экстрим, сколько именно поиски. Логика фонетически-ассоциативная, без изысков. Вообще мне кажется, что Дозор — это не сколько сама игра (ибо игры, чего уж греха таить, довольно примитивны), сколько тусовка вокруг игры: люди едут туда в первую очередь общаться, пить пиво, прикалываться друг над другом, а «игра» — это как повод.
Дедлайн, наоборот — тут все ради игры. Команды разрабатывают тактики и стратегии, расставляют экипажи, кого-то отправляют выполнять бонусные задания… Здесь много необычных способов получения кода и разных агентских заданий. Но задания очень сложные — в Дедлайн играют подготовленные «зубры», и, как сказал один из игроков — «туда как на работу»: требуется полная самоотдача, в том числе и умение не уехать домой, если зона, которую ты держишь, сыграет только под утро.
Энкаунтер — малопонятный проект. В городе несколько доменов, но принадлежат они одним и тем же людям, игры проводятся попеременно, чтобы не отобрали домены. Игры делаются совершенно разными людьми без каких-либо общих принципов и системы, но то, что видел я — это упор на преодоление собственной брезгливости. Например, в одном из заданий игроку давали таблетку (капсулу), а после того, как он ее глотал, сообщалось, что код внутри нее. Нужно, значит, искусственно вызвать рвоту, а потом искать таблетку в продуктах своей жизнедеятельности. Это сможет не каждый! В Энкаунтер играют студенты и люди с низкими доходами.
Наоборот, студенты-»мажоры» играют в Мегаквест. Там каждый уровень — это постановочное шоу в стиле «Форта Боярд», все задания — агентские, типа, засунь руку в банку с пауками и получи код. Зрелищности уделяется первоочередное внимание, бюджеты спонсоров это позволяют. Грубо говоря, если мы лезем в недострой тихенько мимо охраны, то они арендуют цех у владельца здания, ставят там прожектора, звук и запускают фейерверки, а ты прыгаешь с тарзанки.
КЦ: Конкуренция между проектами сильна? Пытаются ли организаторы переманить игроков друг у друга?
Илья: Конкуренция есть, скорее, в плане привлечения новичков: в более раскрученные проекты и новичков идет больше, а чем больше игроков в принципе — тем лучше работает «сарафанное радио». Переманивание имеет место, мы, например, регулярно приглашаем «чужих» игроков. Мы одно время даже пытались активно флудить на форуме Дозора, но это неэффективно, а только вызывает негативную реакцию. Но организаторы других проектов тоже не дураки и борются с переманиванием. Еще имеется некоторая конкуренция в плане самих игр. Например, некоторые проекты копируют у конкурентов задания. А некоторые очень расстраиваются, если найденный ими недострой оказывается «забаянен» другим проектом.
Между некоторыми проектами есть дружба и взаимопомощь. Например, мы дружим с Дедлайном, который, как и мы, является некоммерческим проектом. Например, мы участвовали в подготовке Найтфест-2008, дедлайновцы периодически агентят у нас на корпоративах, ну и некоторые команды играют в два проекта, поэтому мы стараемся соответствующим образом формировать график проведения игр. Ну и, в конце концов, и мы, и они возникли в Питере как альтернатива Дозору.
КЦ: Есть ли, на твой взгляд, потенциал роста рынка активных игр у вас в городе?
Илья: Судя по тому, что есть желающие на него выйти — наверное, есть. Например, Quest.su строит «империю» и ищет организаторов у нас в городе. Мы им даже посоветовали, к кому обратиться — есть у нас локальный проект, RedZone, которому мы желаем не гореть в аду, а развиваться. Если они получат движок, им это будет полезно. Это проект для отчаянных говнолазов. Там ОЧЕНЬ опасные задания в поле. Для реально отмороженных. Но как раз этого и хотят опытные игроки других проектов.
Но выходить на этот рынок нужно, имея какую-то уникальную идею, фишку. Причем эта фишка должна быть действительно интересной и необычной. Как показывает практика, очень много людей пыталось запустить в городе клоны Схватки, но у них ничего не получилось.
КЦ: Проводите ли вы какие-нибудь мероприятия, направленные на объединение аудитории разных проектов? И удалось ли это на твой взгляд достичь Найтфесту?
Илья: Мы давно предлагали еще предыдущим оргам Дозора провести какую-то «объединенную» игру. Но они очень боятся конкуренции. Как-то еще планировали сделать общую afterparty с Энкой, но у нас зона не пересеклась. Вообще это хорошая идея, но вряд ли у меня найдутся силы ее проталкивать. Если кто-то тоже выступит с такой инициативой — мы ее поддержим. Что касается Найтфеста — он, скорее, перезнакомил между собой людей из разных городов, а какие там проекты — это уже не так важно. А вообще опыт подготовки НФ-2008 показал, что это просто доставляет удовольствие лично мне как организатору. Для проекта никакой пользы это не принесло. Ну, действительно, если команда из Воронежа проникнется тем, что питерская Схватка — это круто, она же не будет у нас играть все равно. Поэтому в НФ-2009 мы в итоге выставили сборную, а свою энергию я потратил на запуск нового направления игр.
КЦ: Новое направление игр — это какой-то новый формат?
Илья: Сначала мы запустили Схватку-Экстрим: для тех, кто не хочет много думать, а хочет много бегать по недостроям. И осенью стартует новый формат Схватка-Лайф: это несколько десятков заданий, выдаваемых одновременно утром в понедельник, и выполнить их нужно к вечеру четверга. За каждое выполненное задание начисляется определенное количество баллов — то есть, играем не на время, а на факт выполнения.
КЦ: Спасибо тебе за ответы. Желаю успеха в развитии проекта.
Илья: Спасибо. А вам — в развитии ресурса.
#1 by Александр on 17.08.2009 - 20:38
мда…. Обсиралово Дозора переходит границы)))
Может, Питерский Дозор и швах, но у нас — задания достаточно сложны и интересны.
Про энку и бедных студентов — тоже загнули.
Про таблетку понравилось — наш формат. И у нас такое было….. Вообще — промо СХ… Некоммерческий проект? Хм… Не поверю. На «чужом » движке играя, да не платить его создателям? Не реально. Наверняка идут отчисления. Наверняка орги что-то, да кладут в карман. Ребят, будьте чесны. Некоммерческие проекты это все, кто работает на самодельных движках, по аське да смс. Это не междугородние и не международные проекты, это проекты, в которых игры пишут сами орги, это те, у кого весь излишек денег идет на призы, это реально недорогие проекты, где взнос с команды призван окупить затраты на игру, а не скосить бабла.
Сколько не убеждайте, но Схватка — коммерческий проект. Как и Дозор, и Энка, и Квест.
#2 by Professor on 17.08.2009 - 21:57
Некоммерческий проект может быть международным, каким угодно. И в Схватке, играя на чужом движке, не надо платить фиксированный процент с каждой игры. Здесь другая система взаимодействия. Так что вот эти ваши «наверняка», «наверняка». Вот не наверняка. И взнос с команды в питерской Схватке — один из самых низких в городе — 2000 в 1 лиге и 1400 в Схватке-Экстрим, с призовым фондом 30%. Для сравнения, в Дозоре игра уровня «Схватка-Экстрим» стоит 4500 без призового фонда.
Хотя, не будем лукавить. Во-первых, у меня есть основная высокооплачиваемая работа, во-вторых, мы делаем корпоративы, и в части корпоративов все более чем коммерческое. А с основных игр в карман можно положить денег на пиво, выпиваемое на afterparty. Это, безусловно, значительно коммерциализирует проект.
#3 by admin on 17.08.2009 - 22:11
>мда…. Обсиралово Дозора переходит границы)))
Мы публикуем мнения разных организаторов, в том числе проекта Дозор. Почему сформировано такое мнение — вопрос, видимо, к администрации проекта.
Если будут желающие рассказать о чем-нибудь интересном, как о радио-Дозоре в Кирове, например, всегда предоставим возможность.
#4 by Professor on 17.08.2009 - 22:26
Никто не обсирает дозор. Раз в него люди играют — значит, у него есть какие-то преимущества. Какие именно — я свое мнение высказал. Можно привести аналогию с рыбалкой. Если кто-то едет на рыбалку в то место, где рыба не клюет, то, возможно, он туда едет попить водки на природе и провести время подальше от сварливой жены =)
#5 by ChihDie on 18.08.2009 - 09:37
Про движок…. Спросите в дозорных кругах, у гатчинских проектов, какую кучу бабла мы просим за использование нашего движка. Надо верить людям это же не дозор, если мы говорим, что за движок с каждой игры платить не надо, значит не надо.
Игры в СХ пишут сами орги (+есть игры от команд, которые за свои игрыполучают авторские проценты от игры, а это 30% от взносов).
А убеждать кого-то — не наш стиль. Чтобы рассуждать о других проектах, надо как-то бы, наверное, в них поучаствовать , а потом уже не верить.
#6 by Александр on 18.08.2009 - 15:13
ох, как засуетились)))
Ребят, чего вы? Никто ничего против СХ не имеет. Высказал я свои предположения.
Кто как, а у нас народ в Дозор играть ездит)))
А насчет «нужно поиграть», так пардоньте, СХ у нас нет. Активно рвется Квест,, но желающих на роль организаторов у нас нету. Вообще мое мнение — формат игр «задание-код-задание2 НАЧИНАЕТ ПОМИРАТЬ НЕМНОГО. Нужно делать что-то новое… А что именно — еще не придумаль…..
Админы! Напишу тут. У меня проблемы вот в этом окне ввода (в котором пишется это сообщение) у меня черный экран когда пишу. То есть пишу в слепую. С телефона. Стандартный браузер Нокии симпа 9.2. По началу такого не было, но месяца 2 уже есть.
#7 by DNK on 18.08.2009 - 17:17
Опять. Вечный вопрос коммерческий и некоммерческий.
Я считаю, что организатор должен получать деньги за труд, который он вкладывает в проект и каждую игру отдельно(это колоссальный труд, который зачастую основан на энтузиазме).
Людей, которые много разговаривают много, а толковых организаторов единицы и если эти профессионалы своего дела не будут получать деньги за свой труд, они могут легко бросить все, а игроки потеряют хорошего организатора и далеко не факт кто больше потеряет.
Будет так, что заплатив 1рубль ты не получишь удовольствие от проведенного вечера.
Когда за 2рубля, получаешь отличное настроение на всю неделю.
Так и сетевые проекты ЕН, Дозор, мы(Quest) предоставляют большое количество знаний, опыта собранного годами, предоставляют игровую систему, надежные сервера, лишают организаторов технических проблем. Что в результате с хорошим организатором, дает как хорошее настроение игрокам, так и финансовые результаты организаторам.
организатор quest.su
#8 by Professor on 19.08.2009 - 10:06
Проблема в том, что если организаторы будут думать только о том, как заработать побольше денег, то мы получим историю с Дедлайном: люди создали его только потому, что организаторы проекта, в котором они играли, просто стали тупо рубить бабло, повторяя однотипные задания «залезь в недострой — найди код». А между тем задания могут быть ну совсем разнообразными ведь. Например, в последней игре «Полетели» у нас в одном задании был код написан на самолете в аэропорту, а в другом надо было зайти в административное здание аэровокзала, найти код и не спалиться, и так далее. Главное — это разнообразие! Этим мы выгодно отличаемся от многих конкурентов, которые часто не могут предложить ничего кроме «флешмоб+лиса+8 говнодомов».
Соглашусь целиком и полностью про 1 и 2 рубля. Именно поэтому у нас если игра в одну ветку, то имеется ограничение в один экипаж. Для каждого это получается дороже, чем играть командой из 5 машин, но зато каждый игрок гарантированно побывает на каждом задании, разгадает все загадки, ибо больше некому, и возьмет все коды.
Ну и вечный вопрос коммерции. По мне так достаточно сделать регулярные игры окупаемыми, а не стремиться потратить как можно меньше и содрать как можно больше с игроков, чтобы заработать денег. Регулярные игры — это в первую очередь источник опыта, обкатанных хороших идей и годного стаффа — все это потом можно использовать при подготовке хороших дорогих корпоративов, с каждого из которых вы заработаете больше, чем за месяц зарабатывает орг коммерческого проекта, у которого в месяц по 6-8 регулярных игр в разных лигах. В свою очередь, если орг коммерческого проекта умеет только написать код в помойном бачке, то хороший корпоратив он не сделает и после пары таких фейлов у него никто его не закажет (дурная слава распространяется быстрее, чем вы думаете. И когда мы спрашиваем: «Почему вы обратились именно к нам?», нам отвечают: «Потому что мы боимся, что ХХХ запорет нам мероприятие, мы наслышаны».
#9 by Professor on 19.08.2009 - 10:11
И, кстати. Все сказанное в интервью имеет отношение только к Питеру. Особенность франчайзинговых проектов такова, что аудитория проекта и направленность игр в каждом городе сильно зависят от локального организатора. Поэтому я вполне верю в то, что в Смоленске все иначе. По крайней мере, наши команды, ездившие на Мегадозор в Смоленск, остались очень довольны. А после Твери плевались.
#10 by admin on 19.08.2009 - 18:25
Вопросы про корпоративы перенес в отдельную тему на организаторском форуме.
http://forum.questcentral.ru/viewtopic.php?f=6&t=12
#11 by URAN on 26.08.2009 - 14:46
да все коммерческое, че вы паритесь! жизнь наша тоже полная коммерция! посмотрите сколько вы платите, чтобы поесть! а сколько за ЖКХ?
насчет бедных студентов тоже угорала. но да ладно. куда им еще идти, если на пипецдорогой дозор денег нет?
идея с совместным автопати мне понравилась
а то, что дозор боится конкуренции и не идет на сотрудничество — эт точно. они еще категорически запрещают дозорным играть в другие проекты и если не дай бог был уличен в этом, объявляешься предателем.
а еще при них нельзя употреблять слово «энкаунтер». оно действует на них как красная тряпка на быка
#12 by Михаил on 26.08.2009 - 15:45
Кто это такие «они», которые запрещают? Ниразу не видел.
#13 by mad_vet on 30.09.2009 - 14:13
Как у вас все сложно У нас в Днепропетровске есть два основных проекта — Дозор и Энкаунтер. Организаторы и команды обоих проектов вместе играют и там и там, нет никакой вражды, запретов, конкуренции, как нет и принципиальных различий между форматами игр, только технические мелочи. Организаторы с обоих проектов даже договариваются между собой о датах проведения игр, чтоб не мешать друг другу и дать возможность командам играть и там и там.
#14 by Барракуда on 16.02.2010 - 14:18
2 Professor: про студентов, ты это да, перегнул)
А насчёт СХ в Питере — я могу сказать что это очень добрый, бодрый и аккуратный проект. Игры проводятся регулярно. Сценарии не то что бы супер-пупер, но хороший сбитый уровень, я бы сказал выше среднего.
То что для Ильи и его жены это хорошая прибавка к з/п — это да. Но они одни из немногих оргов, которые отрабатывают эти деньги хорошими играми. Игроки после питерской СХ разъезжаются по домам довольные — а это самое главное.
#15 by прохожий on 23.02.2010 - 19:27
И как туда попасть?